Spartak City Football

Индивидуализм или командная игра в детском футболе?

Материал о развитии индивидуализма у молодых игроков.

Новость


Далеко не каждый ребенок, мечтающий стать футболистом, становится им. Однако футбол формирует те качества, которые пригодятся в любой сфере деятельности. Занятия спортом закаляют тело и волю, воспитывают ценные черты характера, помогающие добиваться успеха, не только в спорте, но и в жизни. Один из часто задаваемых вопросов, который приходится слышать: футбол – это больше про индивидуализм или про командную работу? Безусловно, индивидуальная игра крайне важна. Часто, скаутская служба команды считает, что она сработала «на отлично», если удалось найти именно индивидуально сильного дриблёра. При этом многие специалисты уверяют, что индивидуализм в футболе ни к чему не приводит, так как это командный вид спорта.

Если мы говорим о взрослом футболе, то даже с психологической точки зрения, умение работать в команде рассматривается как важная составляющая успешности игрока. Так футбол учит нас единству – способности мыслить не только за себя, но и за всю команду. Психологами разработано множество тестов и опросников, позволяющих определить наличие у футболистов соответствующих навыков. Все игроки признают, что невозможно играть в футбол, если не взаимодействовать с партнерами. Невозможно сегодня команде, даже с самыми индивидуально сильными игроками быть успешной в современном футболе, если ее игра сводиться только к проявлению индивидуализма этих игроков.

«Я не делал этого, чтобы примириться с кем-либо. Моя первая мысль о команде. Индивидуализму нет места в футболе. В ином случае я бы играл в теннис», - ответил Неймар в одном из интервью на вопрос, почему он  уступил Эдинсону Кавани пенальти в матче Лиги чемпионов против «Галатасарая».

 

Безусловно, хорошая атмосфера в команде крайне важна и создать её можно только в том случае, если тренер не ограничивается только проведением тренировочных и тактических занятий, а является хорошим психологом, умеющим мягко разрешать конфликтные ситуации, нередко возникающие между членами одной команды. Тренеры понимают, что команда живет и работает в разноплановых и постоянно меняющихся условиях: предсезонная подготовка, ежедневные тренировки в течении сезона, игры. Здесь особое значение имеет создание сплоченного коллектива, который умеет преодолевать игровые и жизненные трудности, преодолевать внешнее давление болельщиков, прессы.

 

«Сейчас в футболе много индивидуализма. Я против "Золотого мяча" и подобных премий. Они мотивируют людей играть только ради собственной выгоды. Я видел, как рушились карьеры только потому, что футболист был одержим призами и наградами. В марте ты можешь быть "номером один" в мире, а в мае — "номером 250". заявил бывший тренер «Арсенала» Арсен Венгер.


При этом если мы говорим о детском футболе, то здесь все по-другому. Самая главная задача на начальном этапе – это становление личности ребенка. Он должен стать особенным, он должен не боятся быть самим собой. Он должен иметь свой стиль, свое понимание и свой характер в футболе. Он должен уметь фантазировать на поле, придумывать, размышлять и принимать максимально «свои» решения. Быть в каком-то смысле индивидуалистом, который не боится ошибиться и оттачивать свое мастерство через свободу действий, ошибки и поиск решений. К сожалению, детский футбол в России построен не на желании принести пользу детям, воспитать личность, обучить и развить, а на желании победы в турнирах. Именно поэтому в России дети лет до 15 выигрывают довольно много соревнований, в том числе заграницей, но вдруг происходит какой-то перелом и все переворачивается. Еще год назад мы обыгрывали испанцев 5:0, а вот сегодня, спустя пару лет, уже Испания с тем же составом обыгрывает наших ребят.

Некоторые тренеры уже с первых лет обучения настраивают детей исключительно на победы, учат играть жестко, исключительно в пас, забывая о проявлении креативности и развитии собственного мастерства. Но результат — растяжимое слово, тем более в юношеском футболе. Можно проиграть 0:3, но видеть результат по игре, куда команда двигается, видеть перспективу развития каждого игрока. В Голландии, например, детям зачастую просто дают поиграть в футбол без подсказок и ограничений, а группа тренеров наблюдает за их действиями. Затем, на основании наблюдений каждому ребенку составляется программа, немного отличная от других ребят. У каждого ребенка там свое досье с описанием сильных и слабых сторон, ментальными предпочтениями на поле, с оценкой характера и заключением психолога. 

Сегодня, перед детскими тренерами стоит задача привить любовь к футболу и создать максимально комфортную среду, в которой каждый ребенок сможет проявить индивидуальность и свободу в действии. Только на этом базисе строится дальнейшее развитие технических и тактических навыков. Тогда наш футбол будет ярким и самобытным, но это возможно только при коллективной работе всей команды. Игра в пас и взаимная страховка остаются основной формой игры в атаке и обороне. Индивидуальные способности игрока, это его «конек», на котором он может играть только при помощи своих партнеров.

 

Тэги:

Читайте также