Spartak City Football

Интервью с Сергеем Горбуновым

Сергей Горбунов: «Самое важное – тренеру и родителю найти общий язык и взаимопонимание».

Новость

Официальный сезон в Spartak City Football закончен, и тренировки идут по летнему расписанию. У наших тренеров появилось больше свободного времени, поэтому именно сейчас есть возможность поговорить с ними о футболе. Сергей Горбунов, тренер Spartak City Football в Сокольниках, рассказал нам о своём пути в футболе и особенностях работы детским тренером.

 

- Сергей, расскажи о себе: где вырос, как проходило твоё детство, как ты начал заниматься футболом?

- Я родился и вырос в городе Брянске. До 12 лет жил там. Потом попал в спортшколу “Локомотив”. Я начал заниматься футболом так же, как и все: просто играл во дворе. А в секцию я пришёл в первом или втором классе. Увидел объявление в школе о том, что открывается футбольная секция, приглашаются все желающие. Мне было тогда 9 лет, то есть примерно в этом возрасте я и начал, условно говоря, профессионально заниматься.

- Как ты понял, что у тебя получается с футболом?

- Я просто играл, усердно тренировался, меня начали замечать, вызывать на различные игры, например, на “Первенство Черноземья”. Там я играл за сборную Брянска, и вот постепенно пришло это понимание. То, что ты играешь и тебе это нравится, ты получаешь удовольствие, как-то не осознаешь особо. Играешь за команду в основном составе - значит, получается. Каких-то особых целей не ставил.

- Ты сразу перешёл в “Локомотив”, или был ещё какой-то промежуточный этап между футбольной секцией в родном Брянске и Академией “Локомотива”?

- Нет, я сразу попал в московский клуб. С 9 до 12 лет я тренировался в школьной секции. Как я сказал ранее, вызывался в сборную Брянска на различные турниры. В 12 лет удалось договориться с “Локомотивом”, хотя я очень хотел попасть в “Спартак”, так как в то время у них была суперкоманда, которая успешно играла в Лиге чемпионов, все ребята за них болели. У “Спартака” всегда была сильная Академия, и в тот момент попасть туда было чем-то недосягаемым. Я поехал в Москву на просмотр в “Локомотив”. Тогда только появился интернат, где меня оставили на три месяца, присмотрелись ко мне, а потом предложили остаться совсем.

- Как родители отнеслись к твоему увлечению? Поддерживали? Или, наоборот, считали, что футбол - это не больше, чем развлечение?

- У меня, к сожалению, рано не стало отца (мне было 6 лет), поэтому вся моя жизнь, в частности, вот этот переезд - всё обсуждалось с мамой. Разумеется, она отпускала тяжело и по возможности старалась приезжать, но она видела, что у меня есть и желание, и способности. Да и я, видимо, показал такое сильное рвение. В 12 лет ребёнок уже может принимать какие-то осознанные решения, особенно когда представляется возможность переехать в Москву и заниматься футболом на профессиональном уровне. Но я точно знаю, что, если бы мне тогда сказали “нет”, я бы не стал упираться. Но меня отпустили, значит, получается, поддержали.

- Расскажи о своей семье. Я знаю, что у тебя есть дети. Сколько их, как зовут?

- У меня есть дочка Алиса, ей недавно исполнилось 5 лет.

-Планируешь ли отдавать её в футбол - в женский, или сейчас в приоритете какой-то другой спорт?

- Ей всего 5 лет, поэтому у неё сейчас очень быстро меняются увлечения. То в “Монополию” детскую, то в какие-то игры-”бродилки” поиграть, на велосипеде покататься. Что касается футбола... Разумеется, мы иногда пинаем мячик, но, если я вижу, что нет желания, я не буду заставлять. Сейчас в приоритете поставить её на коньки. Возможно, пойдём в  фигурное катание, но пока, скорее, просто для общего развития. Сейчас лето, многие ледовые школы закрыты, поэтому довольствуемся тем, что есть. 

- В какой момент ты решил стать тренером и почему?

- Играть в футбол и тренировать - это абсолютно разные вещи. Когда я только начал тренировать, у меня было опасение “а вдруг не получится?” Если с игрой в футбол я был уверен, что всё получится, то здесь всё же были сомнения. Изначально мысль о том, чтобы стать тренером, заключалась в желании попробовать, потом она развилась в условную миссию - научить детей тому, что умею делать сам, чем-то помочь им. А главное - это привить любовь к футболу, научить основным аспектам на начальном этапе. Но я понимаю, что до сих пор продолжаю учиться быть тренером.

Ты помнишь момент,  когда решил, что хочешь тренировать именно детей?

- Вообще, я считаю, что лучше начинать именно с детей. Понятно, что все хотят тренировать сборную России, различные топ-клубы, я тоже не исключение, есть некие амбиции, но следует начинать именно с детей. Это не то чтобы проще, скорее, правильнее. С самых азов, с начального этапа ты набираешься опыта, ищешь различные подходы и методики. В каком-то возрасте детский тренер - это больше психолог, в каком-то - аниматор, всё в совокупности. Работая с детьми, ты в некоторой степени тренируешься быть тренером.

А кого, по-твоему, сложнее тренировать - детей или взрослых?

- Разумеется, детей. Это не только моё мнение. Многие эксперты признают, что работа с детьми - это наиболее кропотливый и сложный труд по сравнению с работой со взрослыми.

В таком случае, детский тренер - это работа или всё же призвание?

- Это и работа, и призвание одновременно. Наверное, в большей степени это всё же работа, потому что ты всё время анализируешь свои действия, каждый день сталкиваешься с новыми ситуациями, задачами. Дети, в отличие от взрослых, менее предсказуемы.

- Какой возраст детей является оптимальным для начала тренировок? 

- Я всегда говорю родителям, которые подходят с этим вопросом: тут всё индивидуально, зависит от ребенка. Кому-то можно уже в 5 лет, кому-то в 5 ещё рано. Но я считаю, что в среднем именно 5 лет - оптимальный возраст, чтобы начинать потихоньку тренироваться. Самое важное - это желание ребенка, потому что, заставляя ребенка в этом возрасте, родители рискуют получить обратную реакцию. В моем опыте так уже было.

- По твоему мнению, какой самый важный аспект, над которым нужно работать футболистам любого возраста?

- Психология. Я понял это за время работы в Spartak City Football. Очень важно обращать внимание на этот аспект. У детей очень хрупкая психика; вкупе с таким эмоциональным видом спорта, как футбол, важно не испортить, не сломать её. Мы в Spartak City Football обращаем особое внимание на психологическое состояние ребенка. Если ребенок приходит на тренировку каким-то понурым, я, например, стараюсь его как-то эмоционально разгрузить, понять его состояние, чтобы потом это не превратилось в снежный ком из проблем. В таких ситуациях важно доносить это до родителей, но не все, к сожалению, слышат, а очень жаль.

- Сейчас бытует мнение, что в детском футболе есть “проблема родителей”, а как тебе самому кажется? Можешь сделать какие-то выводы, исходя из своего опыта общения с родителями?

- Если честно, мне кажется, что эта проблема была всегда. Вряд ли это появилось только сейчас, просто именно сейчас всё это стало заметнее. Появился Интернет, все смотрят какие-то видео, читают форумы, общаются, все внезапно стали экспертами в футболе. И, если честно, мне кажется, что родители могут серьёзно помешать, но тут главное - находить общий язык. На мой взгляд, задача родителей быть ресурсом для ребенка - организовать сон, питание, режим дня, а вся спортивная часть лежит на тренере. Если распределение ролей нарушается, то страдает только ребенок-спортсмен.

- А могут родители помешать, заставляя, или, наоборот, не позволяя что-то делать?

- Ограничивая. Ограничивая ребенка, ты не даёшь ему развиваться. В этом возрасте всем хочется играть в пас-передачу, отодвигая на второй план индивидуальные способности ребёнка, которые потом становится очень сложно развить. Важно понимать, что у тренера и родителя часто разный взгляд на развитие ребенка, главное - найти общий язык и взаимопонимание. Если есть правильный контакт, это помогает ребёнку правильно развиваться.

- В современных условиях цифровизации футбольное развитие детей, на твой взгляд, замедляется или, наоборот, для него открываются новые возможности?

- Развивается. Развивается футбол. Развиваются методики. Приходят новые технологии. Дети взрослеют раньше, соответственно, это открывает большее пространство для тренировочного процесса. Но, несмотря на поток различной информации, всё-таки важно помнить, что есть базовые вещи и системный подход ко всему процессу, и именно это даёт результат на длинной дистанции.


Тэги:

Читайте также