Spartak City Football

Вторая часть большого интервью тренера по физической подготовке Академии "Спартак" им. Ф. Черенкова

«Карантин-время выработать правильные привычки».

Новость

Продолжение интервью Ольги Смирновой.


Акселераты, для чего нужна ротация тренеров, чем опасна смена позиции игроком по ходу карьеры.


- Многие родители, особенно если у них дети не попадают в хорошие академии, начинают говорить, что во все академии берут только самых больших, высоких и сильных, то есть акселератов - тех, кто даст результат прямо сейчас. Насколько это правда и как вы стараетесь смотреть не только на то, каким игрок является сейчас, а видеть его потенциал?

 

- Да, тема очень интересная, но это еще зависит от компетентности тренера по футболу, от его опыта. Я знаю, что у нас многие тренеры сейчас работают с таким возрастом - когда кто-то вырос, а кто-то нет. Они ждут. Кому-то из ребят нужен небольшой толчок в том плане, что мы можем игрока отправить играть за «Спартак-2» или «Сокол». Бывает, в команде есть гораздо более сильные ребята на данном этапе, а соревновательная практика очень важна. Поэтому Академия решает, что ему (игроку - прим. CityFootball) лучше сейчас набраться игровой практики и потом уже, как доказывает практика, они возвращаются еще сильнее, еще мотивированнее. Есть такие, кто в 12-14 лет супер-худые, «ножки-спички», но ты смотришь на родителей, какие они. Например, родители высокие и, следовательно, у ребенка сейчас идет максимальный рост. Иногда спрашиваешь, а у игрока за пару месяцев [прирост] 6 сантиметров. В Европе в такие моменты вообще могут освобождать от каких-то серьезных тренировок, от физической подготовки, потому что очень большой шанс повредить сухожилия и связки, ведь они не успевают за костным ростом. Я считаю, что у нас всё достаточно мягко, у нас в Академии многих ждут. Единственное – многие дети не справляются с тем, что они сидят на скамейке и не играют. В такие моменты с игроком нужно работать психологически. Но просто так из Академии не отчисляют - значит, кто-то на твоей позиции лучше или приходят ребята сильнее. Никто не будет брать игрока просто из-за антропометрии, из-за того, что он «здоровый». Он должен быть и технически оснащен. У нас можно с 12 лет привозить иногородних игроков, и он должен быть уже с чем-то. На самом деле, есть такое, что даже среди детей младшего возраста привозят из регионов просто высоких ребят, но ты видишь, что координации нет, сила отсутствует, а технически (хоть я и не лезу никогда в технико-тактические моменты) - видно, что с мячом совсем слабый. Никто не будет брать только из-за антропометрии.

 

Ромелу Лукаку с 13-летним сверстником и арбитром


- То есть должен быть определённый комплекс навыков?


- Да, конечно. По крайней мере, у нас так. Никто не может на 1000 % заявлять, что «Вот этот игрок заиграет» – нет экстрасенсов. Да, есть какие-то предпосылки, многих сейчас видно, но скольких ребят после 18-20 лет нет [в футболе], хотя они были звездами в академии? Невозможно это предугадать. Многих ребят знаю, которые, приходя к нам из других клубов, начинают раскрываться – потому что другой тренер, другой подход, другой коллектив. Или, например, просто игроку нужен был этот толчок, чтобы замотивироваться. Разные причины бывают. Бывает и так, что наши ребята уходят. Это их выбор, значит, для них в тот момент так нужно было, осуждать их за это нельзя и, тем более, искать виноватых. У каждого свой путь.


- Ну да. Может, иногда нужно, пускай и не на личном примере, но всё же увидеть и понять, что вся инфраструктура, Академия – за это нужно бороться, что это не просто так и не навсегда, и просто так никого оставлять не будут.


- На самом деле, они вот это всё начинают ценить потом, когда выходят из Академии. Не во всех клубах так хорошо, как у нас – не у всех есть такая инфраструктура, не все попадают в наш дубль. И хотя на тренировках они ноют, что я их «убиваю», понимание того, как хорошо у нас и какие хорошие у нас тренировки, приходит, когда они попадают в другие команды и просят помочь, потому что у них, например, нет тренера по физ. подготовке. Или какие-то другие причины. Я с радостью нашим выпускникам помогаю, всё-таки с ними через многое прошли – и это всё равно твои воспитанники, даже если они играют в другом клубе. Ты в них вкладываешь очень многое, вот сейчас я с ребятами уже больше года, вкладываю и всю душу в них, и всё свое время. Стараюсь максимально к ним найти подход. И я считаю, что это получается – ребята довольны, с добротой ко мне относятся, двухсторонняя такая связь, это очень приятно. Понятно, что нельзя быть для всех хорошей, и всё равно кому-то что-то не нравится, но со своей стороны надо стараться делать всё для развития детей. 


- Сколько лет ты обычно работаешь с одним годом рождения?


- По-разному бывает - это же не я выбираю, с каким годом работать. Сейчас у нас примерно каждый тренер ведёт по два года. У меня получалось так, что чётко два года я ни с кем не была, то есть обычно, наверное полтора года. У нас сейчас сложено так, что мы как бригада в тренерском составе переходим от команды к команде.


- Для чего это делается?


- Во-первых, наверное, максимальный комфорт работы. Коллектив тренерский не сильно меняется, поэтому все друг друга знают и видят, кому с кем комфортнее работать. 


А для чего устроена ротация, когда одни и те же тренеры не ведут долго один год рождения?


- В Европе многие ведут по году, но посчитали, что за год не успеваешь сделать всего с ребятами. От нескольких месяцев до полугода ты только узнаешь ребят, начинаешь обучать их своему видению процесса, вторые полгода уже наслаждаешься, а этого мало. Требовать от тренера результат за год не совсем верно, а за два - уже можно. По крайней мере, я так это вижу. Ну и вообще ротация нужна, чтобы глаз не замыливался, иногда нужно другой возраст взять или чтобы дети не привыкали к одному тренеру. Мне тоже не нравится, когда один тренер ведёт с мала до велика, потому что развития не будет как у самого тренера, так и у ребят. Мне тоже очень обидно было отдавать какой-то возраст другому тренеру, потому что столько всего вложено в них, но берешь другой возраст и так же этими детьми загораешься.


- А дальше тот тренерский штаб, который берёт ваш год, они с вами в первое время как-то коммуницируют? 


- Да, конечно, мы передаём все дела. Вообще тренеры у нас практически каждый возраст знают, не так их много. У нас нет ни 2012 г. р, ни 2013 г.р. Всего 9 возрастов, ребят не так много, как кажется. Бывает, что несколько тренировок я заменяла другого тренера по физ. подготовке, провела тренировки для 2010 года - они стали для меня открываться, я начала их запоминать. Но понятное дело, что когда ты с определённым возрастом не работаешь [на постоянной основе], то запоминаешь самых ярких игроков, личностей, кто чем отличается. Разные бывают: один у нас там гимнаст, финты там такие делает – эти моменты ты, конечно, запоминаешь, а всю команду можешь и не знать. Когда я только пришла в Академию, для меня вообще было шоком запомнить 30 тренеров по имени-отчеству – для меня это вообще самое жесткое было, наверное (смеется). На тренировках в Nike нет постоянной группы, и помимо костяка люди приходят-уходят, поэтому всех по именам помнить не можешь – зато в лицо я всех узнаю. Бывает, что кто-то пишет: «Я с тобой начинала тренироваться в 2012 году», и я реально человека помню. Так же и детей всех запоминаешь сначала по лицам. А вот по именам первое время бывает сложновато. Я третий год в Академии уже, и каждый раз всё это даётся легче и легче. В первую очередь, запоминаешь «кликухи» по сокращениям от фамилий, потом начинаешь строить какие-то ассоциации с каждым игроком. Но вообще, когда мне дают команду, то я почти каждый день листаю список с фотографиями, и как в детстве – закрываю либо фото, либо имя - и соотношу. Таким образом уходит несколько дней на то, чтобы запомнить всех.


- Какие особенности есть в работе с детьми, помимо того, что мы уже обсудили? В чем еще отличается работа с детьми по сравнению со взрослыми, то есть с профессиональными футболистами?


- Во-первых, чем взрослее, тем больше индивидуальной работы. В старших возрастах в Академии мы уже делим детей по антропометрии, по их качествам; есть группы риска. Сейчас даже у детей бывают серьезные травмы: и мениски, и позвонки – всё это учитывается. Просто взрослые немного сознательнее – они понимают, что нужно разминаться. Дети иногда ленятся, хотя и среди них бывают особенно исполнительные и старательные. Взрослым очень сознательно нужно относится к разминке, подводящим упражнениям, разбираться, что тебе подходит, а что нет. Нельзя во всех физических качествах быть крутым, нужно понимать свои плюсы и минусы. Выносливость или наоборот быстрота, или набор скоростно-силовых качеств – на них ставить упор и подтягивать другие. С возрастом, конечно, больше силы, больше выносливости. У детей акцент больше на координацию, ловкость, скорость. В среднем возрасте – это уже больше упражнения скоростно-силового плана. Но главное отличие всё же такое – чем старше, тем больше индивидуализации.


- Что ещё?


-Нагрузки выше, конечно же. Больше всяких процедур восстановительных, потому что у взрослых восстановительные процессы медленнее идут, после 25 лет мы все уже начинаем стареть. Могу даже по себе сказать, что восстановление в 18 и в 22 отличается – постепенно всё хуже и хуже. Нужно прислушиваться к организму, подбирать для себя различные процессы. Не будет восстановления – не будет результата. Восстановление – это один из самых важных процессов во взрослом организме. А дети быстро восстанавливаются, им такое не грозит, так сказать. Вроде устал, пошёл 5 минут передохнул, воды попил и снова в бой. 

 

Луис Суарес на восстановительной процедуре

- Многие дети ведь наверняка приходят после тренировки домой и идут во двор в футбол поиграть.


- Ну да, а взрослым уже нужно придти и начать делать всякие восстановительные процедуры. И, конечно, взрослым надо концентрироваться на своем виде деятельности. Понятно, что в межсезонье можно в какие-то другие виды спорта поиграть, иногда даже хорошо для того, чтобы отстраниться от футбола, просто расслабить голову и мысли. Детям же наоборот – у них чем больше активности, тем лучше. Я совсем не против, чтобы они в младшем возрасте, в 7-8, максимум 9 лет, ходили на лёгкую атлетику. Но самое главное, чтобы тренер по лёгкой атлетике был компетентным и не делал из них бегунов. Тренер должен понимать специфику, что футболисты бегают немного по-другому. А если еще присмотреться, то на разных позициях вообще по-разному бегают, так что не всегда эта «ужасная» техника настолько ужасна. Например, у «опорников» одна техника, и по антропометрии мы знаем, что «опорники» чуть ниже, у них ниже таз. Они часто среднего роста и телосложения, у них должен быть дриблинг хороший, корпус, хорошие изменения направления – всё, что нужно для игрока центра. Фланговые игроки – полностью противоположны. Ты должен быть очень быстрым (это должны быть самые быстрые игроки в команде), готов к большему объему работы, должен быть выносливым, чтобы мог пробежать по флангу несколько раз туда-обратно. Как раз это одна из проблем детей 12-13 лет, которые выходят на большое поле – они не готовы к этому объему работы по флангам. Поэтому очень важно понимать, какая техника должна быть на флангах, для какого типа игрока. 


- Но ведь у детей довольно часто бывает, что при переходе в дубль и далее во взрослый футбол меняется позиция.


- Да, бывает, что позиция меняется, но это происходят мягко.


- Ты имеешь в виду, что атакующий фланговый игрок становится крайним защитником?


- Да, чаще всего это переходы параллельные, и они достаточно мягкие. Мягкие в том числе и для мысли игрока. Фланговые игроки по одному заточены, игроки центра поля совсем по-другому. Очень часто мы видим, что тренер переставляет флангового игрока в середину и независимо от того, нападающий он или защитник, игрок просто теряется, не понимает, как себя вести. Насколько я читаю, общаюсь и знаю, лучше всего, когда переходы параллельные. Есть игроки, которые подстраиваются под любую схему и позицию, но таких очень мало. Нужно смотреть индивидуально на игрока, что для него лучше, потому что многие вообще проходят свою карьеру от центрального нападающего до центрального защитника или наоборот. Но, повторюсь, я знаю, что мягче переходить по параллели. Даже по тестам среди малышей, 2010-11 г.р., которые мы делаем на скорость либо изменение направления, –  уже даже по ним видно кто больше игрок центра, кто игрок фланга, кто лучше бежит линейно, а кто с изменением направления. Это уже про ловкость на каком-то уже генетическом уровне всё-таки. Единственное, уже после 11-12 лет, когда рост начинается, и ты не знаешь, на сколько он может вырасти, всё может поменяться. А вообще на последней конференции нам говорили, что последние исследования показали - достаточно опасны с точки зрения риска травм крестообразной связки и мениска переходы диагональные, то есть с фланга в центральную зону и обратно. Потому что разная работа суставов, разная работа тела. Линейная работа – это резкие торможения, но не сильные изменения направления – например, когда начинается ответная атака, нужно резко притормозить и бежать назад. Это, кстати, тоже надо учитывать в тренировке по физической подготовке – таким игрокам нужны тренировки с резкими торможениями, иначе если их колени не готовы к этому, то как они в игре будут действовать? Игрок центра – очень важный игрок, через него никто не должен пройти, поэтому много изменений направления, много обводок, много работы корпусом, работа коленного сустава совсем другая. Так что это все оправданно, и я придерживаюсь такой точки зрения, что опасно переходить по диагонали. Но понятно, что иногда бывает, что кто-то травмирован, кого-то забрали в сборную – и ты просто вынужден ставить игроков не на свои позиции. 


- Кто-то так даже раскрывается и играет потом всю карьеру на этой позиции.


- Да, согласна, кто-то так даже раскрывается.

 


Бег, гимнастика, танцы, плавание. Какие дополнительные активности пойдут на пользу футболисту, а что может помешать. 

 

- Ты упомянула, что до 10-11 лет приветствуешь занятия лёгкой атлетикой. Ты имеешь в виду занятия для какой-то определённой цели или в принципе занятия какими-то разными видами спорта и активностями, чтобы развивать координацию? Я помню, что, когда я в своё время с группой из примерно 5 человек занимался с тренером, он нас отправлял на разные активности: водное поло, лёгкая атлетика, танцы. Кроме лёгкой атлетики, всё это довольно нестандартно для футболиста. Я не очень прилежно занимался, но мне потом некоторые ребята, которые всё прошли и занимались как нужно, сказали, что для них самыми полезными были танцы, что танцы им очень помогли, и они стали резче и манёвреннее. 


- Для всех это индивидуально. Для кого-то лучше это оказалось, а для кого-то другое. Во-первых, главное, чтобы нравилось – если это «каторга», то никакого плюса не будет, особенно для ребёнка. Я, в целом, не против таких вещей в том плане, что если там адекватный тренер, то он заложит то, что нужно. Заложит технику, не будет ломать индивидуальные особенности в футболе. Сможет, грубо говоря, увеличить шаг. Как раз-таки очень часто проблема футболистов – очень короткий шаг и их просто надолго не хватает. Как раз-таки в беге, если приходишь в группу и там уже есть какие-то бегуны, то обычно сам, повторяя за ними, невольно начинаешь делать шаг шире. Ну, или тренер подбирает какие-то упражнения для ширины шага, для того, чтобы резче стартовать. Всё-таки в легкой атлетике очень много упражнений, хотя многие об этом не задумываются, на стопу – чтобы стопа заряжена всегда была. Многие думают, что это фигня какая-то, а на самом деле – нет, есть много подобных нюансов.

Я не против плавания, почему нет? Тело должно отдыхать. Если задание «проплыть сколько-то» –  это очень хорошо развивает верхний плечевой пояс, плюс отдыхают мышцы ног. Диафрагма по-другому работает, объём легких увеличивается, следовательно, и выносливость совсем по-другому работает. Я даже некоторым ребятам старших возрастов советовала ходить в бассейн хотя бы раз в неделю, если есть возможность 


- Давай сделаем краткое ревью по этому вопросу. Какие три вида спорта ты бы порекомендовала молодому игроку помимо футбола? Не обязательно все вместе, но чтобы они как-то дополняли игрока?


- Во-первых, это лёгкая атлетика, конечно. Мы видим, как люди высокого уровня, в том числе, из РПЛ, говорят, что они занимались легкой атлетикой. Видимо, не просто так. Второе, как по мне, – это плавание. Детям вообще супер. Третье – наверное, назову не танцы, а скорее, какую-то борьбу или бокс, потому что там много работы на скакалке, много круговой работы, много мелкой работы ногами, когда ты постоянно высоко на стопе, мелкая моторика ног – всё такого плана. Во многих академиях раньше модно было что-то вроде ритмики или аэробики. Мне это не нравится, для меня это отголоски прошлого. Я считаю, что то, что там делается, можно достигнуть и другими средствами. Если ребёнку это нравится – то пожалуйста. Просто танцы танцам рознь, они разные бывают. И просто чаще всего футболисты – деревья негнущиеся (смеется). Поэтому если эти дополнительные занятия помогают, развивают ребенка, то никто против не будет, главное – чтобы это было не в ущерб основным тренировкам.

 

Златан Ибрагимович сохраняет пластичность в 37 лет, после серьезной травмы колена


- В составе «Спартака» есть Александр Ташаев (в настоящее время арендован «Рубином» - прим. CityFootball), он в детстве несколько лет занимался спортивной гимнастикой, чуть ли не на шпагат садился. Это как-то помогает? В принципе, можно вспомнить Ибрагимовича, у которого нереальная растяжка, этим он тоже выделяется. Всё-таки растяжка может помогать или это частный случай? 


- Вообще исследования говорят, особенно во взрослом спорте, что если прямо сильно углубляться в гибкость – то есть мы не про короткую растяжку после тренировки – а именно про то, когда мы, грубо говоря, насильно садимся на шпагат, – такая гибкость будет только мешать развитию силы. Это два обратных процесса, что противодействуют друг другу. Многие говорят: «Мы сделали какое-то физическое упражнение – планку, например. Дальше легли, растянули пресс». И лежат, например, минуту – то есть это уже долгое растяжение. Если чуть-чуть, то это не страшно. Грубо говоря, сила подразумевает под собой сокращение мышечных волокон, надрывы и последующий рост, поэтому эта супер-гибкость будет только мешать, так что два этих процесса несовместимы. Получается, что мы сокращаем мышцу, даём нагрузку, и чтобы она её переварила и вернулась в обратное состояние, просто должно пройти время. А мы берем и растягиваем её, и она, получается, гипермобильная – и тогда физическая работа равна нулю. Поэтому я против супер-мобильности, супер-гибкости мышц или суставов. Единственное исключение – это когда у тебя изначально с детства предрасположенность к такой гибкости. Я думаю, поэтому Ибрагимович до сих пор и садится [на шпагат]. Но я против того, когда даже не спортсмены, а, например, обычные девушки в 25-30 лет насильно сажают себя на шпагат – это очень плохо. Мы таким образом, можно сказать, просто выворачиваем таз, а это плохо для суставов, плохо для связочного аппарата, тазобедренного сустава, который, как показывает практика, и так "не очень" у футболистов. Так что специально сажать на шпагат – нет. Если есть предрасположенность к растяжке, она хорошо идёт и это не мешает, то можно. Я, например, прямо сейчас на шпагат не сяду, но если мне позаниматься месяц, то из-за того, что я всё детство была в художественной гимнастике, сесть на шпагат получится довольно легко. Но всё равно это именно отголоски моего прошлого. 


- То есть, если ты по природе расположен и тебя в детстве как-то тянули, тогда ты можешь и во взрослом возрасте это как-то поддерживать?


- Поддерживать - да. Сейчас специалисты говорят, что если в твоей деятельности не нужна такая гипермобильность, то зачем она тебе? Как она тебе поможет? Что, ты в футболе в шпагат растянешься? Понятное дело, что какая-то элементарная растяжка должна быть и мобильность суставов должна быть, чтобы избежать травмы, но у каждого она своя. Совсем деревянные игроки, которые, когда тянутся вниз, а у них руки еле-еле ниже колен – такие, конечно же, результатов не добьются. Хотя и тут надо проблему смотреть – может, там проблема с тазом, и поэтому он не может нагнуться вниз. Надо понимать – растяжка растяжке рознь, так же и с мобильностью. Не нужно делать из себя "гуттаперчевого мальчика". Пока я не видела, чтобы кто-то сел на шпагат и ему это очень помогло.

 


Обучение, стажировки в «Аталанте» и «Рейнджерс», что пишут в инстаграм.

 

- Кто лучший из лучших, если говорить про футбол? Я слышал про Марию Бурову, которая сейчас в «Зените». В «Спартаке» работало много испанских тренеров, и мой друг, игравший за спартаковскую молодёжку, говорил много хорошего про них. Кого бы ты отметила?

 

- Мне не хочется называть какие-то фамилии, хотя понятно, что у нас есть топовые тренеры, которых даже ты знаешь и у них есть чему учиться –  не просто так они такие должности занимают. Всегда с радостью слушаю Машу, её выступления на конференциях и семинарах. В социальных сетях подписана на очень многих тренеров, стараюсь каждый день искать у них что-то интересное, потому что тренер по физической подготовке – это очень хороший фантазёр в смысле совмещения знаний и какой-то фантазии, креатива. Мне испанцы очень нравятся, они умудряются "из ничего" придумать классное упражнение. А в целом, как по мне, испанская школа физической подготовки в футболе вообще самая сильная. 

 

- Ты раньше упомянула советскую школу спринта, я лично ничего про неё не слышал. В чём суть?

 

- Дело просто в том, что фундамент упражнений из легкой атлетики очень помог мне. Это азы физической подготовки. Сколько бы я не видела основных упражнений, с которыми работают в Европе – почти везде нахожу те же отголоски и ту же направленность. Значит я не зря мыслю так же, а я многое беру из лёгкой атлетики. Знаю, что в Европе многие тренеры по физ. подготовке в прошлом либо гимнасты, либо легкоатлеты, и это очень ценится. То есть не все приходят из футбола, поэтому и у нас надо давать шанс всем. Например, мы были на стажировке в Италии, и я тоже увидела свою направленность, очень похожие упражнения. Многие тренеры по физ. подготовке, не будучи знакомы и по-разному обучаясь, всё-таки мыслят одинаково и достигают целей похожим образом.

 

Хавьер Нойя Сальес (третий слева), бывший тренер по ФП ФК "Спартак" Москва


- Давай тогда пойдём по направлениям. Ты сказала, что испанцы лучшие по твоему мнению, что они очень креативные и много чего придумывают. Потом ты сказала про свою базу, то, что ты применяешь. Что-то еще ты могла бы добавить? Допустим, английская школа, например, или бельгийская. Что тебя как-то впечатлило и расширило твои знания? 


- Ну, например, у Германии, наверное, не такой большой объем знаний, как у испанцев, но эти знания достаточно глубокие. Просто испанцы всегда на слуху, их очень много в России и вообще в европейских клубах, поэтому мы за ними так следим. Итальянцы есть, но они мне не очень близки по темпераменту и по духу. Сколько я видела тренировок – они такие... медлительные, мне не нравится. У меня такая специфика, что я люблю порядок, всё должно быть чётко, строго, с секундомером, а у них всё достаточно размеренно – в общем, итальянцы (смеётся). Но их лига мне тоже нравится, хотя испанская нравится больше – может, просто по духу ближе – более взрывная, темпераментная, более характерная. В своё время посмотрела очень много тренировок Хави, который работал не так давно в «Спартаке». Считаю его хорошим специалистом. В других клубах тоже хватает хороших испанских специалистов. Вообще, у испанцев отдельная школа, отдельный институт физической подготовки, там помогают со стажировкой, с трудоустройством в какие-то клубы. Думаю, в том числе и поэтому они так далеко ушли в профессиональном плане. Нам пока до них далеко, но, конечно, хотелось бы достичь такого уровня.   


- Как тебе и твоим коллегам помогает развиваться Академия?


- Академия постоянно нам помогает. Либо старший тренер что-то находит, либо я сама что-нахожу и говорю, что мне это интересно. Обучение постоянное. С определённой периодичностью отправляют всех на стажировки – делят на группы, одна куда-то едет, и потом рассказывает остальным. Последняя у меня, например, была в «Аталанту», мне очень понравилось. Порадовало, что увидела специфику своей работы. Параллельно другие тренеры ездили в «Рейнджерс» – один из них даже посмеялся, сказал: «Такое ощущение, что они тебе отсылали упражнения или ты им», что мы одинаково работаем. Я, например, всегда «пробиваю», где можно сделать бег в гору, бег с сопротивлением – от такой работы большой эффект в скоростно-силовом плане, и там тоже очень похожая работа была. Хотя понятно, что у каждого тренера есть свои нюансы, свой почерк в работе. Но вообще Академия помогает, старается отправлять нас на интересные стажировки настолько часто, насколько это возможно – при этом, как я сказала, даже если не мы едем, а какая-то другая группа, то нам потом предоставляются все материалы, видео и так далее.


- В «Аталанту» ты ездила в основную команду или в академию? 


- А там все на одной базе, мы старались следить почти за всеми возрастами, там удобно расположены все поля, всё очень компактно. На тот момент мне было интереснее смотреть на старшие возрасты – то есть от 14 лет, у них тренировки уже интереснее. Возрастные группы U-17 и U-19 – вообще было безумно интересно, увидела огромный пласт работы, который я боялась проводить в академии, вернее, боялась проводить, не зная результат, а там я его увидела и потихоньку стала внедрять в свою работу.


- Например?


- Мне нравится, что там много беговой аэробной работы. Хотя во многих академиях против беговой работы. Там я увидела, что очень много бегают даже в промежутках между футбольными упражнениями, мне это сильно импонирует. Здесь, конечно, дело скорее не в том, что тренер – итальянец, а просто в личном видении этого тренера.

 

Ольга на стажировке в "Аталанте"


- Академия «Аталанты» считается одной из самых сильных в Италии?


- Да. Просто они такие сами по себе – не очень торопливые, не очень охотно рассказывают, но те, с кем мы общались, нам открылись, и хорошо, что с нами была Катя, представитель Академии в Европе – потому что они всегда больше доверяют, когда кто-то говорит на итальянском. На английском с ними было бы тяжело. Очень благодарна клубу за эту стажировку, очень полезно посмотреть на процесс с другой стороны. Всё-таки одно дело, когда ты смотришь видео, какие-то вырванные куски тренировки, а тут видишь процесс полностью и изнутри. Если бы не карантин, должна была сама ехать в один клуб на обучение и стажировку по собственному желанию. Не буду говорить название, но сорвалось. Если я знаю, что в каких-то случаях клуб не может помочь, то буду стараться сама искать пути, не жалея на это денег, потому что лучше всего вкладывать их в себя. Жалко, что из-за карантина в этот раз сорвалось. Но это безумно интересно, я всем советую ездить на стажировки, смотреть, как другие тренируются, для себя что-то подчеркивать или наоборот видеть со стороны что-то, что не позволишь у себя в тренировках. Свою тренировку так со стороны не увидишь, даже запись видео не даёт такого эффекта. Я, наверное, такой человек, что не всегда хорошо отношусь к критике, но если я вижу это со стороны – то, конечно, я это буду менять. Так что мне это очень полезно. 

 

- А есть какой-то обмен опытом и знаниями между специалистами в российских клубах? Насколько вы друг другу доверяете?

 

- Я могу не знать многих тренеров, но если я с кем-то знакома, или если я с кем-то учусь, то, конечно, мы общаемся, делимся наблюдениями, показываем друг другу видео. У меня есть друзья в академиях, тоже бывшие легкоатлеты, мы делимся многим, но это если я знаю человека. Если же ты с человеком не знаком, то всю подноготную и не выложишь - наверное, это даже не совсем компетентно. Как мне в инстаграме пишут многие тренеры из команд попроще – то есть, не из академий, не из клубов, а из небольших команд: «Напишите столько-то упражнений или недельный цикл, вам же не сложно?» Я думаю: "А почему я должна делиться с вами своими знаниями просто так, не зная вас?". Мне не жалко, если мы с вами встретимся, если, например, человек придёт к нам на стажировку в Академию – я вам лично всё покажу и расскажу. А то сначала все по-доброму пишут, а потом спрашивают: «Вот, вы все там выскочки, не можете поделиться, вам жалко, что ли?». Всё-таки люди в этой области работают не просто так. И если я свои наработки просто так передам – это не совсем правильно, а в последнее время с учетом самоизоляции с этим очень часто сталкиваюсь: «Пришли мне, какие тренировки ты проводишь?». Я могу подсказать, могу направить, но просто отправлять тренировки... А какое развитие у тебя как у тренера тогда будет? Самому ведь даже не интересно, ты будешь просто брать готовое и не развиваться. Я действительно очень много сил и средств вкладываю в свои тренировки, поэтому такие просьбы и сообщения меня расстраивают. Плюс, в современном мире всегда есть вероятность того, что человек сделает скриншот и потом будет как-то неоднозначно это использовать, так что я за живое общение. Но если я вижу, что человек искренне хочет развиваться, я всегда помогу и подтолкну – так же, как в своё время, перед приходом в Академию, подтолкнули меня. Обучение – это самое важное.

 

 

Онлайн-тренировки. Как и сколько раз в неделю тренируются игроки Академии? Тренировки с оборудованием гораздо эффективнее. Почему спортсменам из командных видов сейчас тяжелее?

 

- Давай теперь про онлайн-тренировки. На что вы сейчас делаете упор в тренировках Академии и, может, ты знаешь, как устроено у взрослых команд? И насколько всё это похоже на межсезонную паузу, когда люди уходят в отпуск и им даются задания для поддержания формы?

 

- На самом деле, очень похоже, просто мы добавили онлайн. Когда уходят на паузу, онлайн-занятий нет, а есть заранее расписанный индивидуальный план и просто общение, поддержание связи и контроль за тем, кто и как выполняет. Не у всех есть инвентарь, зал. На межсезонье у старших всегда делаю индивидуальные программы или мини-группы для похожих между собой игроков (по 2-3 человека максимум), и пишу для них планы. Сейчас всё похоже, но добавили онлайн – это позволяет контролировать выполнение упражнений. То есть я всех их вижу, показала им и смотрю, поправляю. Всё-таки даже в межсезонье очень важно контролировать выполнение упражнений, потому что ребёнок может не уследить, а я в нужный момент его поправлю, и вот он в последующее время, даже выполняя упражнение самостоятельно, будет помнить: «В этот момент Ольга Фёдоровна меня поправила». Ну, и всё-таки контакт – мне кажется, сейчас, в такой период, чтобы ты чувствовал, что не просто дома сидишь, а тренер с тобой в контакте и ему не всё равно на тебя. Контакт тренера с ребёнком должен быть. И вживую, и в онлайн-формате я всегда стараюсь каждому что-то сказать, потому что очень важно внимание – это придаёт еще больше мотивации. Это относится и ко взрослым, и к детям – каждому нравится, когда человеку не всё равно на тебя, это мотивирует тебя работать из дома. Те, кто живет в загородном доме – это еще лучше в текущей ситуации. Как у нас всё построено? У нас были недельные планы, просто какие-то из тренировок мы меняем, либо добавляем – получается такая онлайн-адаптация. Например, я хочу вести какие-то самые сложные упражнения – полегче пусть делают сами, а посложнее – со мной. Самые сложные упражнения и те, в которых я знаю, что они могут схалтурить, делаем вместе. Не проверишь ведь без трансляции – пишешь программу: выполнять упражнение 30 секунд, либо 15 повторений – а с камерой, с трансляцией проверить легко. А что-то попроще ребёнок выполнит, особенно если это с мячом – всё-таки любому футболисту безумно нравятся упражнения с мячом, даже если это ОФП.

 

- Стараетесь добавлять мяч, даже если он в принципе в упражнении не обязателен?

 

- Это я стараюсь маленьким включать, даже приседания или отжимания, чтобы всё это было с мячом. Им так проще, потому что многие дети не понимают, зачем им это нужно. Как мне мальчик один говорит: «Нам что, ягодицы нужны? Мы девочки, что ли?». Чтобы такого не было, мяч добавляешь – вопросов нет (смеётся). Любое упражнение можно превратить в упражнение футболиста, добавив туда мяч (смеётся). 

 

- А на чем фокус у взрослой команды, если ты знаешь, и у детей? В чём отличие?

 

- Ну тут тяжело точно сказать. Понятное дело, что у младших больше координационных упражнений, для баланса можно использовать всё, что угодно; можно отрабатывать частоту движений на месте. Сейчас отличное время поработать над стопой. Я, может быть, когда-нибудь осилю видео для усиления стопы. Как раз 8-10 лет укреплять надо обязательно, да и старшим тоже это нужно. У старших больше, конечно, зависит от позиции и индивидуальных способностей, но если обобщать, то это сила, силовая выносливость, стабилизация корпуса. То есть это всё, что мы принципе делаем в недельных планах. Со старшими ребятами я [присутствую] почти на каждой тренировке, хотя бы в начале и конце. Примерно так неделя разбросана по упражнениям, по тренировкам, как и в обычном режиме недельного цикла. Стараемся это не менять, чтобы организм работал в том же режиме: пиковая нагрузка на среду, координация, стабилизация и мобильность по понедельникам, на скорость и корпус во вторник. Как мы с ними обычно работали, то, к чему они привыкли, то я и стараюсь давать. И стараюсь делать такие упражнения, которые требуют минимальное оборудование, потому что не у всех оно есть.


- Сколько тренировок проводят дети до 11 лет и те, что старше?

 

- На самом деле, штука в том, что заставить детей тренироваться нельзя. У маленьких есть определённое количество тренировок, у 2009 г. р. я тренировки привязала к дням: несколько дней в неделю с ними встречаюсь, а в другие дни у них тренировки, которые мы расписывали с тренером по футболу для тех, у кого есть возможность их делать. Постепенно расписываем, чтобы при этом были выходные и свободное время. Маленьким стараюсь два дня отдыха давать, чтобы при этом у них была одна лёгкая тренировка как зарядка. У старших – это один день отдыха. Грубо говоря, одна пиковая нагрузка, одна взрывная (как игра), как в недельном цикле есть, и другие тренировки – то есть как в привычном недельном цикле. Надеюсь, так они всё и выполняют.

 

- Получается 4-5-6 тренировок в неделю?

 

- У маленьких получается 4-5, у старших 5-6. Но при этом мы не можем их контролировать 24/7, это невозможно.

 

-Правильно я понимаю, что сейчас в принципе для всех игроков любого уровня и возраста – период, когда нужно зафиксировать потери? Новому чему-то сложно научиться и форму набрать, так что речь, скорее, просто о том, чтобы выйти не хуже, чем ты был до начала самоизоляции?

 

- Конечно, всё сейчас немного по-другому происходит. Всё-таки, думаю, любой тренер по ФП со мной согласится, что оборудование очень многое решает. Есть, конечно, похожие упражнения без веса, но всё равно они никогда не заменят то, что мы делаем с оборудованием, которого у нас очень много в Академии. И специфика подводящих упражнений, в которых мы соблюдаем физ. подготовку с подготовку с футбольной частью... Я сторонник того, чтобы тренировка строилась так, чтобы сначала была моя часть, а дальше плавно вытекающая совмещённая часть, подводящая к основной футбольной части. Если я делаю взрывную работу, следовательно, дальше должна быть такая же взрывная, совмещённая с мячом, и потом футбол, либо какой-то очень быстрый квадрат с большими паузами отдыха, чтобы работа была в одном режиме. Если я работаю на выносливость, то далее идут большие квадраты с нейтральными, потом футбол на всё поле, чтобы направленность была больше аэробная. Сейчас мы не можем этого сделать, особенно с точки зрения футбола, так как игроки, даже если у них есть какой-то участок, не смогут сделать с мячом никаких упражнений – тех же квадратов. Часто мы совмещаем скоростно-силовую работу. Знаешь, наверное, упражнение, когда барьеры оббегаешь, отдаешь пас, оббежал, вернулся – нет всего такого совмещения ОФП с футболом, что применяется потом в игре. Ну, и одному тяжело еще всегда выкладываться на 100% - думаю, у многих так.


- Особенно, если это командный вид спорта, где ты привык быть в коллективе.


- Да, конечно, индивидуальным спортсменам чуть полегче в этом смысле, тем же бегунам. А когда ты привык работать в команде – это другое. Плюс я стараюсь делать многие упражнения в парах, или чтобы они как-то были совмещены с передачами – всё это теряется. Соответственно, сейчас, в период карантина мы можем сделать основной упор на физ. подготовку. Ну, а на что еще в таких условиях можно делать дома? Для нас это сейчас самая основная работа. А футбольные тренеры могут работать больше как раз с теоретической базой. Кроме того, у ребят проходят занятия по психологии. На самом деле, просто даже очень важно их занять сейчас.


- Думаю, каждый родитель прочитает и подпишется. 


- Ну, конечно, а если вот ребенок лежит и играет в плейстейшн? Хорошо, он сделает мою тренировку на час, а всё остальное время он лежит – активность так себе. Поклон родителям, которые ещё чем-то займут, вместе что-то поделают, чтобы какая-то активность, движение были. Мы не можем такое же количество шагов набрать, поэтому очень важно себя чем-то занимать, не деградировать. Очень важна двигательная активность, важно что-то делать. Есть собака – супер (смеётся). Иначе потом будет очень сложно, потому что многие потом не захотят вливаться плавно, а сразу на тот же уровень. А тот же уровень будет невозможен после такого перерыва, не получится играть на таком же уровне, с той же отдачей, потому что ты не тренировался так же, как до этого. 

 

- Как ты думаешь, в любительском футболе после снятия карантина будет особенно много травм? Мы нашим игрокам говорим, что нужно заниматься не только чтобы не растолстеть, а чтобы потом не травмироваться. Это правильно?

 

- Конечно, правильно. Сейчас очень большая вероятность набрать лишний вес – особенно, зная, что и как скупают в магазине. Мой совет – не покупайте то, что не нужно есть, чтобы этого дома не было. Всякие сладости, мучное и тому подобное. Сейчас самое время выработать правильные привычки. Начать делать самые простые тренировки – минут на 15-20. Заставлять себя каждый день делать какую-то активность. В плане питания нормализовать всё – сейчас самое время перестраиваться, иначе результат будет не очень хорошим. Я бы сосредоточилась на себе, своем саморазвитии, своём питании.

 

Самое-самое и планы на будущее.

 

-У нас осталось совсем немного времени до начала твоей тренировки, поэтому будем заканчивать. Какой у тебя был самый счастливый и, наоборот, самый трудный день в Академии?

 

- Самый тяжелый, наверное – это отбор в Академию, когда несколько сотен детей каждого возраста к нам приходят, и когда слышишь от родителей какие-то негативные комментарии и обиды, мол, «Вы не заметили моего ребёнка». Говоришь им, чтобы приходили на следующий отбор, что у всех есть ещё шансы. Понятное дело, что для каждого родителя его ребенок самый лучший. Но то, что мы ищем – это всегда видно. Что ребёнок быстро бежит, что он координированный...

А самый-самый счастливый – это, наверное, когда мы с 2002 г.р. выиграли в Китае международный турнир (Evergrande Cup, в числе участников «Атлетико», «Крузейро», «Банфилд» – прим. CityFootball). Мы тогда дошли до финала, выиграли по пенальти. Это просто непередаваемые ощущения. В том году у этой команды было много турниров, и даже в игре с «Реалом», несмотря на поражение, они забили два гола, и я видела, что по физике они не отстают - это для меня самый приятный момент работы. Ну, а когда выигрывают турниры – это всегда приятно. Понятно, что мы, в первую очередь, растим футболистов, а не гонимся за победами любой ценой, но всем приятно побеждать, особенно в международных турнирах. И особенно, когда знаешь, как тяжело это даётся команде, через что она прошла. И с игроками от этого еще больше сплочения, они еще больше тебе доверяют. Я помню, у меня слезы от счастья лились. У меня есть короткое видео, с последних минут пенальти, как наши летят на газон – это пока самый яркий момент. Самая крупная победа в моей жизни в Академии. Понятно, что есть какие-то волевые победы в отдельных матчах, в дерби, в первенстве Москвы, но победа в международном турнире, на выезде – это дорогого стоит. Ну, и ребята на турнирах по-другому открываются.

 

- Какие у тебя цели и задачи на ближайшее время? Кем ты себя видишь через 5 лет?

 

- Я обычно свои цели не говорю, потому что, как и любой футболист, я человек достаточно верующий, но плох тот атлет, что не хочет стать олимпийским чемпионом. Так же и я хочу вырасти как специалист. При этом мне не важен статус и регалии, не [важен] просто тот факт, чтобы я, например, работала в РПЛ. Мне важно быть востребованной, важно работать в удовольствие. Если меня не будет устраивать коллектив, я не буду в этом месте. Мне важно приходить туда, где я могу душой отдыхать, где будут люди, близкие мне по духу, как сейчас, на моей любимой работе. Конечно, мне хочется вырасти дальше, выше. Хоть я и всегда мечтала работать с детьми, но в любом случае хочется работать и на более высоком уровне – ФНЛ или РПЛ. Не знаю, получится или нет, всё-таки девушке достаточно тяжело пробиваться. Поэтому не могу сказать, что я не хочу расти дальше. Но пока я стараюсь мечтать о чем-то высоком, хочу ставить цели на год-два и достигать их. Какие-то мелкие задачи для себя ставишь – например, поехать на какую-то стажировку или на какое-то обучение. В декабре мне дали 2004 г.р. – вот мне хочется с ними больше работать, развивать их, чтобы как можно больше этих ребят попали потом на следующий уровень. Например, двое игроков 2001 г.р. (Дмитрий Маркитесов и Никита Бакалюк – прим. CityFootball) в марте выходили в Катаре в составе главной команды в кубке «Париматч Премьер» –  честно, мне было очень приятно, прямо гордость – не за себя, а за них, за понимание того, что я работала с ними и какой-то процент [успеха] в них вложила. Многие гонятся за премией, а мне вот приятно видеть игрока на «Матч ТВ» в основной команде, безумно приятно. Я спокойно отношусь, если какие-то игроки переходят в другие клубы, продолжаю следить за ними. И пускай не все [мне] напишут, знаю, что они, так сказать, благодарны за всё.


Какой-то прямо цели-цели на ближайшее время нет, расти по «Спартаковской» ветке... Никогда не знаешь, как твоя судьба сложится. Понятно, что этого хочется, но я всегда готова к любым экспериментам, к любой работе, даже в Академии – помогать или, возможно, я сильна в чём-то еще. Я всегда достаточно открыта к новым проектам, если я в этом разбираюсь. У меня сейчас нет Nike, есть свободное время, я пытаюсь как-то сама параллельно развиваться. Всегда хочется ещё что-то дополнительное делать, чтобы не останавливаться в развитии. Если ты смотришь и развиваешься только в одном направлении, то у тебя всё «замыливается», так что нужно помимо своего основного направления немного смотреть вправо-влево и что-то оттуда всегда брать. Ну, а в целом, я не хочу быть какой-то супер-пупер заслуженной, мне достаточно, что меня любят дети и родители, доверяют тренеры и ценит руководство – значит, я не просто так на своем месте. И это дорогого стоит, потому что первое время, когда я пришла в Академию, такого не было: «Кто это такая пришла? Какая-то легкоатлетка, сейчас будет из всех бегунов делать». И сейчас безумно приятно, что доверяют, что советуются в каких-то моментах – это значит и то, что я расту, и что меня признаЮт как специалиста.

Тэги:

Читайте также