Spartak City Football

«Я шёл на тренировку как на праздник»: честное интервью с Дмитрием Аленичевым

Легенда российского футбола про начало карьеры, Олега Романцева и гол в финале Лиги Чемпионов

Новость

Сегодня у нас в гостях настоящая легенда. Дмитрий Аленичев — один из самых титулованных российских игроков, четырехкратный чемпион России, первый российский футболист, ставший победителем Лиги Чемпионов и Кубка УЕФА, а также экс-главный тренер московского «Спартака». Совсем недавно Дмитрий посетил награждение детской лиги CityFootball в Солнцево, где лично вручил медали юным футболистам и провёл автограф-сессию. И, конечно, мы не могли отпустить Дмитрия без небольшого интервью:

— Дмитрий Анатольевич, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью для Spartak CityFootball. Вы для российского футбола фигура абсолютно легендарная, а расскажите как начиналась ваша карьера и когда вы поняли что футбол — это то, с чем вы хотите связать жизнь?

— Здравствуйте! Спасибо за приглашение. Как мне рассказывала мама — как только я начал ходить, я уже практически спал с мячом. У меня есть старший брат Андрей, и вместе с ним мы уже в полтора-два года начали играть. Я родился в небольшом городе, как сейчас принято говорить, — не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в Великих Луках. До 16 лет я занимался футболом именно там. И где-то уже в два-три года, по словам мамы, мы с братом поняли, что будем футболистами. Несмотря на то, что у нас были и другие интересы, футбол всегда стоял на первом месте. Так сложилась жизнь. Сейчас я сижу перед вами, за плечами — большой футбольный путь. Он был успешным благодаря трудолюбию и тому, что я ещё в детстве поставил перед собой цель. Именно это позволило добиться тех результатов, которые у меня есть.

— Был ли кто-то, кто вдохновлял вас? 

— Прежде всего — мой первый тренер, которого, к сожалению, уже нет. Именно он заложил мне футбольные азы. И, конечно, огромное значение имело воспитание родителей. Ни мама, ни папа никогда не запрещали нам с братом играть в футбол. Я знаю, что сейчас бывает иначе: ребёнок хочет играть в футбол, а родители говорят — “Нет, пойдёшь, в шахматы”. Я считаю, что это неправильно. К счастью, нашим родителям хватило мудрости не мешать нам заниматься любимым делом.

— Вспомните, пожалуйста, первые значимые трудности на пути — какие были, и как вы их преодолевали?

— Трудностей в жизни, конечно, было много. Но в детстве я их не ощущал. Я шёл на тренировку как на праздник. Для кого-то тренировки — это каторга, а для меня это было счастьем. Настоящие трудности начались уже во взрослом футболе. С ними я сталкивался и, к счастью, смог их преодолеть.

Детское фото Дмитрия Аленичева
Детское фото Дмитрия Аленичева

— Какие моменты в Спартаке вы вспоминаете с наибольшей гордостью? 

— Во-первых, я счастлив и горд тем, что Олег Иванович Романцев пригласил меня в «Спартак». До этого я три года играл в «Локомотиве» у Юрия Павловича Сёмина. Когда поступило приглашение, я ни секунды не сомневался. Мы четырежды выигрывали чемпионат России, дважды брали Кубок страны, ярко выступали в Лиге чемпионов. В 1997 году мне удалось стать лучшим футболистом России. И всё это — во многом заслуга моих партнеров по «Спартаку» и, конечно, Олега Ивановича Романцева.

— В 98 году вы перешли в «Рому». Насколько важным был этот переход для вашей карьеры и насколько тяжело было решиться на это?

— Мне хотелось попробовать себя на совершенно другом уровне. Тогда чемпионат Италии был сильнейшим в мире: Зидан, Мальдини, Роналдо, Дель Пьеро. В «Роме» играли футболисты сборной Италии, чемпионы мира, такие как Кафу. Перечислять можно долго. Переход был очень сложным, потому что я прекрасно понимал, в какую команду иду. Самым трудным было поговорить с Олегом Ивановичем Романцевым. Он публично говорил, что в 1998 году из «Спартака» никто не уйдёт. Но после моего гола «Интеру» в Милане поступило предложение от «Ромы». Я набрался смелости, пришёл к нему на базу, постучался и сказал: «Олег Иванович, отпустите меня, пожалуйста, в Рому». Он ответил: “Дима, думай сам и решай сам”. Слава богу, он меня отпустил, и этот переход состоялся.

— Если брать изнутри, в чем отличие Европейского и Российского футбола тех лет: система тренировок, тренерский подход?

— Тогда ситуация была совсем другой, не как сейчас. Сейчас, если не ошибаюсь, за границей играют всего три футболиста сборной: Головин, Миранчук и Сафонов. В 90-е годы из 20 человек сборной 18 приезжали из европейских чемпионатов — Англии, Италии, Испании, Португалии. Для нас это был совершенно другой уровень. И сейчас я искренне желаю нашим футболистам: если есть возможность — уезжайте в Европу. Этот опыт останется с вами навсегда. Я недавно говорил об этом на прощальном матче Дениса Глушакова: он добился многого в России, но не поиграл за границей, хотя мог.  Именно поэтому я считаю, что как можно больше российских футболистов должны пробовать себя в Европе — там совершенно другой уровень футбола.

— Что вы переняли от зарубежного футбола?

— Мне посчастливилось играть с чемпионами мира, и это бесценный опыт. Наблюдая за такими футболистами, как Зидан или Роналдо, невозможно не учиться. В «Роме» был Франческо Тотти — у него тоже можно было перенять очень многое. Этот опыт оказался богатейшим и позже очень пригодился мне в «Порту».

— Насколько тяжело быть легионером в чужой стране? Мешает ли тренировочному процессу языковой барьер? 

— Это действительно тяжелый шаг. Первое и самое важное — если ты уезжаешь за границу, ты обязан выучить язык. У меня в контракте было прописано: три раза в неделю после тренировок я занимаюсь с профессором итальянского языка по два часа. Я и сам хотел этого. Я учил. Уже через три месяца я давал интервью на итальянском языке, что не делает сейчас чести нашим легионерам.  Вот Марио Фернандес — 10 лет играл у нас в ЦСКА – знает по-русски три слова: спасибо, до свидания, пока — как так можно? Это неуважение к нашей стране.  Знание языка помогает быстрее найти общий язык с партнерами и облегчает жизнь и карьеру за границей.

— К чему в Европе пришлось привыкать дольше всего? 

— Адаптация прошла довольно быстро. Мне было 26 лет, за плечами — опыт игры в Лиге чемпионов и в сборной. В «Роме» все футболисты были высочайшего уровня, и это помогало. Первые два месяца были небольшие сложности из-за языка, но уже через три месяца я чувствовал себя как рыба в воде.

— Был ли момент, когда хотелось все бросить?

— Такой момент у меня был, когда во второй год в «Роме» пришёл Фабио Капелло, и я стал играть меньше. В такие моменты трудности бывают у любого футболиста. Я понял, что игровой практики будет мало, и сразу начал задумываться об уходе. Сначала ушёл в аренду в «Перуджу», а затем решил, что возвращаться в «Рому» смысла нет. Я хотел играть на Чемпионате Мира, понимал, что без практики меня не будут вызывать в сборную. Поэтому принял решение уехать в «Порту», где и провёл четыре года.

— В 2000м вы принимаете, наверное, одно из самых важных решений в карьере – подписываете контракт с португальским «Порту». А уже в 2003 и 2004 годах поднимаете над головой Кубок УЕФА и Кубок Лиги Чемпионов. Причем в обоих финалах забиваете по голу. Скажите, что вы чувствовали, когда забивали эти голы? 

— Меня часто об этом спрашивают. В тот момент я чувствовал прежде всего гордость — не только за «Порту», но и за своего первого тренера, за родителей, за российских болельщиков и за российских партнеров, с которыми я играл в «Локомотиве» и «Спартаке». Именно благодаря российским тренерам и партнерам я добился этих феноменальных успехов. Конечно, я благодарен и Моуринью, и партнёрам по «Порту», но в первую очередь в тот момент я думал о России.

— А какие моменты в Порту вы вспоминаете с наибольшей гордостью? 

— У нас была феноменальная команда — настоящая семья, где каждый понимал свою ответственность. Атмосфера в Португалии была потрясающей, тренер — фантастический. Мы до сих пор с Моуриньо поддерживаем связь, поздравляем друг друга с праздниками. Эти четыре года — то, о чём я даже не мечтал. Каждый мальчишка мечтает выиграть финал Лиги чемпионов. Я тоже мечтал, но понимал, что это недосягаемо. Однако в футболе нет ничего невозможного. Эти трофеи были подняты благодаря трудолюбию и преданности делу.

Небольшой блиц:

— Если не футбол — то что?
— Большой теннис.

— Техника или характер?
— Техника.

— Гол или пас?
— Пас.

— Что сложнее: забить гол в финале ЛЧ или найти общий язык с недовольным болельщиком после поражения?
— Наверное, забить в финале Лиги чемпионов сложнее.

— Главное качество хорошего футболиста
— Огромное трудолюбие

— Месси или Роналду?
— Месси. 

— Какой гол вы бы хотели забить снова?
— В финале Лиги чемпионов.

Тэги:

Читайте также