Spartak City Football

«Я всегда говорю: главное, чтобы ребёнок сам хотел заниматься футболом»

Интервью с Александром Гришиным, бывшим тренером SCFA, а ныне — тренером Академии «Спартак» имени Ф. Ф. Черенкова.

Новость

Полезный материал для тех, кто интересуется вертикалью футбольной подготовки Spartak CityFootball и Академии «Спартак» имени Ф. Ф. Черенкова. 

Александр Гришин, воспитанник Академии «Спартак» имени Ф. Ф. Черенкова, был тренером SCFA на протяжении 3 лет, а последние 2 года тренирует детей в своей родной академии.   

Мы поговорили с Александром о самом важном: от тренировочного процесса Академии и SCFA, заканчивая игрой «Спартака» в РПЛ. Все это — далее в материале.

— Сколько прошло времени с тех пор, как ты работаешь в Академии?

— Я начал с набора команды 2012 года рождения. Получается, уже два года.  


— Мы общались с тобой, когда ты только перешёл в Академию. Какими для тебя были эти годы? Что можешь отметить?

— Поначалу было сложно, много всего нового. Несмотря на то, что с каждым годом все сложнее, интерес к работе также растет. Постоянно хочется самосовершенствоваться и развиваться. Понятно, что работа тренера — огромный труд. Но если тренер постоянно совершенствуется, то он с каждым годом растёт как профессионал.

 

— Ты сейчас занимаешься с детьми 2012 года?

— Да, но еще помогаю 2013 году.

 

— Понятно, что в Академии очень сложный режим работы, достаточно высокие требования к тренерам, бесконечные тренировки, игры, анализ соперников. Насколько сложно тебе было адаптироваться? Как ты мотивируешь себя?

— На самом деле, человек ко всему привыкает. Да, поначалу было очень сложно. Постоянно что-то новое: анализ матча, просмотры матчей, планы на игру, конспекты, заявки и т.д. Очень много документации, постоянно все нужно держать в голове. Понятно, что свободного времени немного. Удается найти один выходной день, но и его проводишь за конспектами. Даже когда в метро еду, читаю какие-то книги. При этом, я получаю удовольствие от полученной информации и стараюсь дальше развиваться.

 

— Ты сам занимался в Академии «Спартак» имени Ф. Ф. Черенкова. На твой взгляд, хорошим тренером может стать только бывший футболист или это стереотип?

— Я считаю, если человек хочет и горит своим делом, то не важно, играл он или нет. Но, опять же, тренеру, который раньше играл, считаю, будет проще адаптироваться к тренерской работе, а тем, кто приходит без такого опыта, им, на мой взгляд, сложнее. При этом хорошим детским тренером может быть человек, как с профессиональным опытом, так и нет. Примеров тому много.


— Если говорить конкретно про тренировочный процесс, ты два года назад, и ты сейчас — это разные тренеры? 

— Однозначно. Когда я начинал, у меня была одна точка зрения. Сейчас, с получением новой информации, точка зрения чуть поменялась. Соотвественно, уже работаю чуть по-другому в системе Академии.


— Вот ты сказал про систему в Академии, а есть место в этой системе тренерской импровизации? Как выстраивается тренировочный процесс?

— Система безусловно есть, но тренеру можно импровизировать. Я бы сказал, даже нужно. Есть система в плане тренировочного процесса, а наполняемость и креативность уже зависит от тренера.

 

— Понятно, что работа тренера в SCFA и в Академии — абсолютно разная. Тем не менее, можно ли провести черту сходства в чем-то? 

— Сходство, конечно, есть. Во-первых — это одна вертикаль спартаковской системы, во-вторых, и там, и там тренеры стараются развиваться, а это уже большой плюс. Понятно, что тренировочный процесс может отличаться, так как в Академии уровень подготовки детей чуть выше, но сам подход к работе очень похож.

 

— Хочется спросить про ребят из SCFA, которые перешли в Академию через отборы. Понятно, что не всем удалось закрепиться. Тем не менее, удаётся ли как-то отслеживать их прогресс или может к ним есть с твоей стороны особое отношение?

— С моей стороны особого внимания нет. У нас одна команда и мы работаем как единое целое. Нет такого, что я к детям из SCFA по-другому отношусь. Ко всем одинаковые требования, поэтому когда ребята прибавляют, это не может не радовать.  

— Знаем, что Академия с недавних пор проводит отборы детей с 8 лет, а на твой взгляд какой оптимальный возраст, чтобы ребенок начал заниматься футболом?

— Я считаю, что 6-7 лет — оптимальный возраст для специализации. Можно заниматься спортом и футболом в частности и в более раннем возрасте, но не акцентировать, что это именно футбол.  В этом возрасте самое важное для ребёнка — развитие двигательных навыков. Ну и главное, чтобы ребенку нравилось.

 

— А не будет такого, что если ребёнок придёт в 6-7 лет, то он будет уступать детям, которые начали ходить раньше? 

— Нет, я думаю это нормальный возраст. Раньше всегда так начинали. Другой вопрос, что раньше ребенок к 6-7 годам уже несколько лет возился с мячом во дворе. Сейчас этого стало меньше. В этом вижу главный минус для детей.

— Какое сейчас количество тренировок в Академии у 2012 года в рамках недели? Если не брать игры.

— Если без игр, у нас получается 5 тренировок. Пять групповых и одна дополнительная, плюс одна игра в выходной. Также сюда входят занятия с психологом после тренировок, и мы можем дополнительно проводить теоретические и индивидуальные занятия. Например, если у нас мальчик два дня подряд плачет, мы его оставим после тренировки для того, чтобы понять его чувства и устранить причину проблемы. Кстати, в SCFA мы уделяли не меньшее внимание ментальному состоянию ребёнка. Это очень важно. 


— Нагрузка достаточно высокая для детей. Как ты относишься к тому, чтобы дети выходили во двор и тренировались дополнительно там?

— По сравнению с тем, что было раньше, двор, конечно, пропал. На мой взгляд, он очень многое давал. Туда раньше дети выходили и оттачивали свои навыки. Сейчас этого мало. Но я считаю, выходить туда периодически нужно, собирать ребят и тренироваться, оттачивать технику. Конечно, в футбол на том покрытие играть сложно, но оттачивать передачи и технические элементы вполне можно.


— То есть если ты узнаешь, что твои ребята так занимаются, ты не сделаешь им замечание?

— Это все должно быть дозировано. Я всегда говорю, главное, чтобы ребёнок сам этого хотел. Если ребенка заставляют, то смысла в этом нет.

 

— На твой взгляд допустимо, если ребенок совмещает несколько видов спорта, ходит, например, на плавание или лыжи?

— Смотря какой график. Почему нет? Если есть желание, я только за. Просто иногда мы ребёнка забиваем футболом, английским и плаванием. Я считаю, у ребёнка должно быть детство. Мы никогда не знаем, кем он будет в будущем, а детство уже не вернуть. Тут должно быть все дозировано. Но я приверженец того, что лучше пусть он во двор выйдет, поиграет, а не будет чем-либо дополнительно заниматься.


— Давай поговорим о родителях. Как устроен процесс коммуникации с родителями в Академии? Как ты выстраиваешь общения с родителями? Отличается ли он от того, что есть в SCFA?

— В Академии психолог часто общается с родителями. Если говорить про меня, то я могу поговорить с родителями после тренировок, если вижу, что у ребёнка какие-то проблемы. В SCFA тоже все это есть. Но, например, в Академии недавно мы провели индивидуальную беседу с каждым родителем спустя 5 месяцев тренировок. Знаю, что в SCFA тренеры тоже проводят мини-собрания с родителями. Считаю, это необходимая часть работы тренера.

 

— Это требование Академии, чтобы тренер проводил встречи с родителями?

— Естественно, руководство говорило, что нужно общаться с родителями, но это и мое личное желание. Конечно, это не происходит каждый день, но мы все равно стараемся уделять этому вопросу достаточно внимания.

 

— То есть, родители получают обратную связь постоянно? И спокойно могут подойти после игры?

— После игры к тренеру лучше не подходить. Через день или два —пожалуйста. Не важно, плохо сыграли или хорошо, все равно подходить сразу не стоит. Часто вижу, как родители бегут к тренеру после игры. В этот момент в голове у тренера много мыслей и лучше подождать 48 часов и потом уже подходить.

 

— Было ли такое, что родители приходили и спрашивали: «Почему мой ребенок не играет»?

— Есть такое. Но опять же, здесь конкурентная среда. Мы говорим, что тренерский состав решает, кто выходит на поле. Тут такой возраст, что сегодня он не вышел на поле, а через год он лидер.

 

— А если, например, дети недовольны тем, что мало играют. В вашей практике в Академии были ли дети, которые отказывались тренироваться или попросту теряли мотивацию? Что в таких ситуациях происходило?

— У нас таких ситуаций не было, чтобы ребёнок отказывался тренироваться или решал прекратить играть в футбол. Наверное, такое происходит в раннем возрасте в некоторых коммерческих школах. У нас такого никогда не было.

 

— Удается ли тебе следить за РПЛ и за матчами Спартака? Если да, то что можешь отметить в игре Спартака на старте нового сезона?

— Стараюсь смотреть каждый тур, но в последнее время с учётом работы я немного не успеваю. Последний матч смотрел «Спартак» – «Оренбург». Очень понравилась игра. Спартак начал играть гибко, все время в атаку. Если будут также продолжать играть, думаю, не только в тройке будут, а даже за чемпионство смогут побороться.

 

— В целом, когда смотришь взрослый футбол, удается ли тебе что-то отмечать в игре команд, тренерских решениях, тактических моментах, что можно перенести на детский футбол или это на твой взгляд две абсолютно не связанные истории?

— Если говорить о взрослом и детском футболе, понятно, что он отличается. Но все равно детали с детского футбола переходят во взрослый. Если смотреть взрослый футбол, то мы должны обращать внимание больше на детали конкретных игроков, а не на перестроение команды. То есть как принимают мяч, как развернут корпус, как футболист действует в этой ситуации — такие детали можно перенести, но в целом, тренировочный процесс конечно отличается.

 

— В преддверии начала учебного года и старта тренировочного сезона в SCFA, скажи пару напутственных слов родителям наших учеников.

— Во-первых, детям: любите футбол и уважайте тренеров и родителей, которые в вас много вкладывают. А родителям рекомендую поддерживать своих детей! Просто верьте в них, не нужно давать каких-то установок — для этого есть тренер. После неудачной игры обязательно поддержите ребёнка и обратите внимание на хорошие моменты в игре, тогда ваш ребёнок станет лучше.

Тэги:

Читайте также